Почему мы так сопротивляемся изменениям?! Почему мы с таким трудом впускаем их в свою жизнь? – эти вопросы в том или ином виде крутились в моей голове уже более двух месяцев, никак не находя для себя ответов. А вчера появилась идейка – может именно в этом дело.
Мозг мощное энергосберегающее устройство. В привычной ситуации у нас есть набор стандартных функций, которые мы выполняем НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ. Причем эти функции даже не всегда с отрицательным зарядом – приучили себя встречать мужа с работы улыбкой и горячим полезным ужином, и делаем это изо дня в день, часто не обращая внимания ни на свое отвращение к горячему ужину, ни на желание мужа съесть что-нибудь совсем неполезное, а то и вредное)). Ну это я так, утрирую, конечно. И таких стандартных действий у нас множество на все случаи жизни припасено. Они включаются автоматически, а значит не требуют больших затрат энергии и мозговых ресурсов.
Еще вариант экономии энергии, предлагаемый нашим мозгом совершенно бесплатно, и используемый нами на полную катушку – это ярлычки, ярлыки и ярлычищи. Повесили один раз на человека, и заморачиваться не надо. Муж не способен романтически ухаживать. Сын не способен содержать свои вещи в порядке. Мама любит младшенькую больше, чем меня. Ладно бы на окружающих вешали, так мы же и на себя их лепим с не меньшим удовлетворением. Причем ярлыки, навешанные чуть ли не в младенчестве пользуются большей популярностью, чем те, что прилепились уже в сознательном возрасте.
Кто-то когда из «лучших побуждений» сообщил недовольно: «не пой больше, деточка, медведь тебе на ухо наступил и потоптался». И мы тут же ярко красным фломастером на голубом ярлычке написали: «петь не умею, не научусь никогда, и все из-за медведя». Даже не подозревая, что у доброхота просто настроение было паршивое, его начальник в особо агрессивной форме уведомил о его же организаторских способностях, точнее об их отсутствии. А тут вы со своим пением не как у Пласидо Доминго. Вот и не сдержался дядечка, ну или тетечка, и продолжили распространение «доброго и светлого» в массы: «ни слуха, ни голоса, в ноты через раз попадаешь», да приправили это собственным раздражением, поперчили собственной несостоятельностью и неудовлетворенность, ну и посолили своей недолюбленностью.
А наш мозг и рад радешенек: «Какой ярлык красивый, большой! Прилепим и энергию на пение уже никогда тратить не будем». А сколько таких недолюбленных и раздраженных дяденек и тетечек встречается на нашем пути? И каждый второй, если не первый норовит подарить нам ярлычок. А потом мы входим во вкус, и уже сами с радостью вешаем ярлыки на себя и на других. И любуемся ими при каждом удобном, да и неудобном случае: «это я не смогу, у меня ведь руки не из того места растут, мама так говорила» (сколько на людей смотрела – у всех из одного и того же места растут).
А мозг всячески потакает — ведь каждый ярлык это масса сэкономленной энергии – не нужно покупать кисти и краски, не нужно платить за курсы и обучаться на них, не нужно тратить ресурсы на «неудавшиеся» рисунки, можно просто прочитать ярлык: «рисовать с детства я не умею, увы». А сэкономленную энергию потратить на пережевывание: «ах как прекрасна была бы моя жизнь, если бы я умела рисовать как Пикассо».
А любое изменение оно требует осознанности, выведения мозга из «спящего режима». Ведь старые схемы в новых условиях не работают, да и ярлыки теряют актуальность. Вот и старается мозг изо всех сил сохранить статус-кво. Убеждает нас, что наше болото – самое лучшее болото в мире, теплое, заботливое, предсказуемое. Он ВСЕГДА найдет обоснование и оправдание, лишь бы не работать.